Почти половина компаний тратят на веб-разработку больше, чем планируют

19 апреля 2012

Проект «Рейтинг Рунета» продолжает делиться выводами своих исследований, проводимых при поддержке компании Proactivity Group. На этот раз клиенты веб-студий ответили на следующий вопрос:

Насколько совпал (или не совпал) реальный бюджет проекта с тем бюджетом, который планировался изначально?

Во всех ценовых диапазонах (как для недорогих сайтов, так и для крупных проектов) общая картина одинакова. Итоговый и предварительный бюджеты совпадают в 44,1% случаев. Почти столько же респондентов ответили, что итоговый бюджет оказывается несколько больше (35,7%).

А вот приятные неожиданности в плане цены бывают редко – лишь у 8,3% опрошенных затраты оказались «несколько меньше», чем планировалось, а «существенно меньше» фактические расходы оказались всего лишь у 4,8%.

Однако, популярность ответа «совпал» не означает, что современный заказчик сам способен точно определить стоимость работ. Скорее, механизм тут обратный – первоначально выделяется некий бюджет, после чего уже ищется исполнитель, способный в этот бюджет вписаться. Что и даёт в статистике иллюзию точной предварительной оценки.

Этот же подход (от бюджета) определяет и разницу между следующими пунктами: «существенно больше», чем собирались, заплатили в пять раз меньше заказчиков (7,1%) по сравнению с теми, кто отдал «несколько больше» (35,7%). Понятно, что если бюджет зафиксирован заранее, то у веб-студии есть шанс «уговорить» заказчика заплатить чуть-чуть больше, добавив к первоначальной цене 10-20%. А вот чтобы «прыгнуть» существенно дальше, нужно обладать мощным авторитетом и большими способностями к ведению переговоров. По этой же причине примеров уменьшения стоимости оказывается крайне мало.

Приходится признать, что имеющиеся у заказчика деньги являются сегодня практически единственной более-менее твёрдой отправной точкой для оценки проекта.

«Да, это действительно так. И любой разработчик, как правило, делает коммерческое предложение в зависимости от возможностей заказчика, – подтверждает выводы исследования Роман Тарасенко, заместитель генерального директора интернет-агентства Dextra. – Но у любой уважающей себя компании всегда есть стандарты, есть общее предложение и фиксированные цены на определенные работы и услуги».

Интересный нюанс добавляют в нашу картину данные, разделённые по ценовым сегментам:заказчики, затратившие на создание сайта до 100 тысяч рублей; заказчики сайтов стоимостью от 100 до 300 тысяч рублей; заказчики с бюджетом свыше 300 тысяч рублей.

Если для первых двух диапазонов картина в целом соответствует общей (бюджет совпал, либо оказался несколько больше запланированного), то сегмент «свыше 300 тысяч рублей» заметно отличается.

Во-первых, никто из заказчиков дорогих сайтов не выбрал крайние пункты – «существенно меньше», либо «существенно больше». Во-вторых, пункт «несколько больше» выбрало вдвое больше опрошенных, чем пункт «бюджет совпал» (60% против 30%).

Получается любопытная логика – чем больший бюджет запланирован на проект, тем больше шансов на то, что его чуть-чуть не хватит!

Нам представляется, что такая картина напрямую вытекает из самой специфики дорогих проектов. Во-первых, для больших бюджетов цена имеет более широкие психологические границы: если сайт за 70 тысяч рублей могут заказать «с последних денег», то компания, начинающая проект за 700 тысяч, явно имеет значительный запас средств.

Второй существенный момент – дорогие проекты часто бывают и более сложными, они могут содержать какие-то элементы, которые сложно точно оценить заранее. В итоге фактическая цена может увеличиваться по вполне объективным причинам.

«Выводы и гипотезы исследования верные, – утверждает генеральный директор компании Dextra Дмитрий Батраков, – и в нашей практике есть крупные проекты, которые развивались и обрастали новыми идеями в процессе разработки, что, конечно, повлияло и на стоимость. Однако, как правило, мы придерживаемся определенных вначале границ бюджета, а любое дополнение обсуждается с заказчиком.

Если говорить о корпоративных проектах среднего и низкого ценового сегмента, то ситуация объясняется просто – чаще всего и разработчик, и клиент спешат заключить контракт на проект, который не детализирован. Как правило, даже без технического задания. Не мудрено, что в процессе разработки возникают неоговоренные моменты, которые могут привести к удорожанию разработки.

Но более приятна ситуация для обеих сторон, когда дополнительные работы являются следствием анализа статистики, обратной связи и объективно необходимы клиенту и его посетителям».

По материалам: © 2012 «Рейтинг Рунета»

к списку новостей
Связаться с нами

Укажите свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Укажите свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Укажите свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.